О министерстве
Главная
Новости
Структура
Нормативные акты
Доклады и выступления
Обращения граждан
Вопросы и ответы
Кадровое обеспечение
СМИ о нас
Общественный совет
Планы и отчеты о деятельности министерства
Открытые данные
Упрощенная регистрация на Едином портале государственных услуг
Деятельность
Федеральные и краевые проекты
Дошкольное образование
Школьное образование
Кадетское образование
Работа с одаренными детьми
Дополнительное образование
Физическая культура и спорт школьников
Специальное образование
Господдержка детей-сирот
Работа с педагогическими кадрами
Лицензирование, Государственная аккредитация, Государственный надзор, Апостиль
Бюджетная и финансовая работа
Обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений
Cреднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование и наука
Актуально
Исполнение Указов Президента РФ, реализация "дорожной карты"
Система оплаты труда
Программный бюджет
Строительство объектов образования по проектам повторного применения
Лучшие педагоги Красноярского края
Поддержка молодых учителей Красноярского края
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья
Уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса
Проект модернизации общего образования
Рейтинги муниципальных образований и школ с особым статусом
Ведомственный перечень государственных услуг (работ)
Мониторинг правоприменения нормативных правовых актов в области образования
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги
Летняя оздоровительная кампания 2014
80 лет Красноярскому краю
Контакты
Министерство
Муниципальные органы управления образованием
Подведомственные краевые образовательные учреждения
Межшкольные методические центры
Интернет- ресурсы
 
  На главную Контакты Карта сайта Фотогалерея Авторизация на сайте  
Найти
 

Российское кадетское образование

Зарождение в России военных учебных заведений связано с именем Петра Великого. В 1701 году он основал в Москве Школу математических и навигацких наук. В 1712 году были созданы Инженерная и Артиллерийская школы. К концу царствования Петра из Навигацкой школы была выделена Морская академия, а инженерные школы, которых к тому времени было уже три, объединены. К сожалению, при ближайших преемниках Петра военное дело, а с ним и подготовка командного состава, пришли в упадок, а основанные им военные школы влачили жалкое существование.

С приходом к власти Анны Иоановны, племянницы Петра I, начинается история кадетских корпусов — заимствованной у Запада формы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству. В 1731 году ею был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 года был уже открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных детей. Корпус должен был готовить молодых людей как к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания. При Елизавете Петровне созданное учреждение было переименовано в Сухопутный Шляхетский корпус, изменилась и обстановка в нем: не стало муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, корпус становился одним из важнейших культурных очагов столицы. Все больше проявляется принцип, ставший основополагающим для кадетского образования: военные знания должны опираться на прочный общеобразовательный фундамент.

Особенно разительные перемены в кадетском образовании произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в Корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в Корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками. В 1766 году И.И Бецким был составлен Устав Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, которым вводилась численность в 120 воспитанников и деление на пять возрастов, в каждом из которых кадеты находились по три года. Все науки, подлежащие изучению были представлены четырьмя разделами:

  1. Науки, дающие руководство к познанию прочих наук.
  2. Науки, нужные прежде всего для гражданских занятий.
  3. Науки, имеющие практическую пользу.
  4. Художества.

В первый возраст надлежало набирать 5-6-летних мальчиков и определять их под присмотр дам, безотлучно находившихся с воспитанниками, заботившихся о здоровье, привитии хороших манер. Здесь учили Закон Божий, русский и иностранные языки, занимались рисованием и танцами. Второй и третий возрасты комплектовались из детей от 9 до 15 лет. Они находились под наблюдением гувернеров-мужчин, прививавших воспитанникам навыки самостоятельной жизни, внушавших им любовь к добродетели и благонравию. Здесь осуществлялась общеобразовательная подготовка кадет.

Четвертый и пятый возрасты попадали под начало офицеров и должны были изучать военные науки. В пятом возрасте также осуществлялось повторение и закрепление изученного. Самоотверженное служение Отечеству, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, милосердие – вот такие качества должен был править Корпус своим воспитанникам. Выпускники кадетского корпуса занимали в Екатерининскую эпоху ведущие положения не только в армии, но и в государстве.

Таким образом, при Екатерине II и И.И. Бецком сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержания учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройства жизни и быта воспитанников, а также образа кадета — выпускника с выделением доминирующих качеств личности. Ещё при Екатерине П число кадетских корпусов в России начало увеличиваться: были открыты Морской, Артиллерийский и Инженерный Шляхетский кадетские корпуса.

Император Павел 1 из-за краткосрочного своего правления не успел сделать для развития кадетского образования что-либо значимое. Он лишь утвердил начинание М.И.Кутузова как директора кадетского корпуса, вышедшего из его же выпускников, подразделять кадет не по возрастам, а по ротам. Сухопутный Шляхетский корпус был переименован в Первый, а Артиллерийский и Инженерный – во Второй кадетские корпуса, передано в казенное ведомство и названо кадетским корпусом созданное генерал-поручиком С.Г. Зоричем Шкловское благородное училище.

Итак, к концу ХVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей.

В начале ХIХ века в кадетском образовании произошли значительные изменения, вызванные возрастающей в связи с наполеоновскими войнами потребностью в офицерских кадрах для российской армии Кадетские корпуса не могли повысить свою производительность по выпуску кадров вследствие длительного срока обучения и многопрофильной подготовки. Полный курс кадетского образования был разделен на несколько этапов, в частности, на общеобразовательную и военную подготовку. Кадетские корпуса были дополнены сетью губернских военных училищ как подготовительных военно-учебных заведений для изучения общеобразовательных дисциплин. Выпускники училищ могли направляться в столичные кадетские корпуса для военной подготовки либо в университеты для получения высшего гражданского образования. Эти преобразования изложены были в “Плане военного воспитания”, утвержденном Александром I. Для осуществления руководства сетью учреждений военного обучения и воспитания в 1805 году был создан «Совет о военно-учебных заведениях», впоследствии переименованный в Главный штаб военно-учебных заведений. Многие созданные в этот период в губернских городах училища позже были преобразованы в кадетские корпуса. В столице был учреждён в 1802 году Пажеский кадетский корпус, который в период Отечественной войны 1912 года начал отступать в глубь страны, добрался до Москвы и в 1814 году под названием Первого Московского разместился в Лефортово. Так, к середине ХIХ века в стране насчитывалось 19 кадетских корпусов, которые делились на две группы: первая (из 15 корпусов) имела 7-8-летний срок обучения и готовила непосредственно офицеров, вторая (из 4 корпусов) предназначалась для воспитания малолетних, имела 4-5-летний срок обучения и готовила своих выпускников для “старших” корпусов.

Изначально перед кадетскими корпусами стояла двойная задача: дать воспитанникам общее образование я военную подготовку. С ростом научных знаний, усложнением видов вооружения, изменением тактики военных действий в 1863 году произошло преобразование кадетских корпусов в военные гимназии. В том же году Главный штаб был переименован в Главное управление военно-учебных заведений. Создание новых учебных заведений встретило большую общественную поддержку, особенно со стороны земского дворянства и купечества. Данные изменения вписывались в общее реформирование системы образования, в ходе которого было создано два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов и изучением древних языков) и реальная (с естественно-математическим уклоном). Третьим типом стали созданные военные гимназии и прогимназии. Их предполагалось сблизить с обычными гимназиями, для чего был упразднен строевой состав, введены возраста, военные предметы сводились к минимуму, упрощен внутренний режим. Допускались приходящие ученики и занятия экстерном, вместо военных набирался гражданский персонал. Практика вскоре показала, что разрушение уклада закрытого учебного заведения, вырабатывавшего десятилетиями свои правила и ценности, сказалось негативно на воспитании, недостаточной оказалась и подготовка учащихся к переходу в военные училища, особенно в психологическом и профессиональном плане. Император Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада жизни в военном образовании и воспитании юношества, указом 1882 года восстановил кадетские корпуса и преобразовал в них открытые за последний период военные гимназии, а также сформировал новые. К этому времени насчитывалось 20 кадетских корпусов, до конца века к ним прибавилось еще 4, а в начале ХХ века были образованы еще 7 кадетских корпусов. Период царствования Николая II– это время наибольшего развития кадетского образования и окончательного становления кадетских корпусов как национальных военно-учебных заведений: заимствованная форма воспитания юношества к этому времени стала только российским национальным явлением. С 1900 по 1915 годы главным начальником военно-учебных заведений становится Великий Князь Константин Константинович, внесший огромный вклад в развитие кадетских корпусов в России.

В системе российского кадетского образования сложилось множество традиций, среди которых наиболее значимыми были следующие:

  • приближенность кадетских корпусов к царской семье и двору, причастность к событиям российского уровня;
  • сочетание привилегированного светского общего образования и военной подготовки;
  • глубокая преданность Вере, Царю и Отечеству, высокий патриотизм и гражданственность, царящие в кадетских корпусах;
  • любовь к родному корпусу, верность кадетскому братству, товарищеские отношения как в период обучения в корпусе, так и всю последующую жизнь;
  • превращение кадетских корпусов в центры высокой российской культуры: в корпусах создавались музеи, светские и церковные хоры, театрально- драматические коллективы, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, студии изобразительного искусства и хореографии, богатые библиотеки;
  • высокая требовательность к себе, дисциплина и самоорганизация, целеустремленность и ответственность кадет;
  • бережное, рыцарское отношение к женщинам;
  • уважение и почитание старших, в том числе и кадет;
  • подчинение корпусов специально созданному органу – Главному управлению военно-учебных заведений (ГУВУЗ);
  • признание воспитания как доминирующего процесса в кадетском образовании;
  • выделение в воспитании следующих основных направлений: военно-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и физического;
  • опора в определении внутреннего порядка и организации жизни воспитанников в кадетских корпусах на воинские обычаи и ритуалы, правила и нормы поведения военнослужащих;
  • наличие традиционных праздников: два корпусных праздника в году: один –храмовьий — в честь Святого Покровителя корпуса, другой – день основания корпуса;
  • проведение традиционного парада в начале учебного года;
  • рождественский бал, праздник по окончании учебного года.

Ряд традиций имеет шутливое юмористическое содержание: ежегодные шуточные ночные парады, шутливые прозвища Майоров, Полковников, Генералов выпуска; «похороны» анатомии и всех наук; создание «Звериады» - книги с отзывами и пожеланиями выпускников корпуса, выраженными в шутливой стихотворной форме; “царский отбой” после последнего урока в последнем классе и ряд других.

Кадетские корпуса давали разностороннее образование, которое позволяло их выпускникам с успехом учиться в высших учебных заведениях и посвятить себя в дальнейшем служению России на гражданском и военном поприще. Среди выпускников кадетских корпусов имена музыкантов и полководцев, художников и литераторов, государственных служащих и ученых, дипломатов и путешественников, врачей и учителей.

Революция и большевизм привели к разрушению системы кадетского образования, к гибели десятков и сотен кадет, оставшихся преданными монархии и России. Оказавшиеся в зарубежье члены педагогического персонала и кадеты, объединившись, создали на территории Югославии и Донской Императора Александра III кадетский корпус, и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус, который просуществовал до 1944 года. До 1964 года функционировал во Франции корпус-лицей имени Николая II, где, несмотря на запрет властей на деятельность иностранных учебных заведений, тем более военных, почитались Кадетские традиции и законы.

В течение 20 лет кадетские корпуса были достойными представителями Великой России и светочами русской культуры, которая бережно сохранялась и развивалась. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Кадетские традиции приобрели за рубежом особое значение,они олицетворяли далекую и потерянную Родину. Девиз российских кадет за рубежом: «Рассеяны, но не расторгнуты!” Где только не пришлось жить бывшим воспитанникам кадетских корпусов России и зарубежья, но они достойно пронесли по жизни верность России и чувство кадетского братства.

Таким образом, история кадетского образования, начатая в 1732 году, завершалась в 1944 году. Однако в 1923 году с созданием первого кадетского объединения в Белгороде получило начало еще одно уникальное явление – кадетское движение, которое распространилось во многие страны и континенты, существует до сегодняшнего дня.

Так, российское кадетское образование, возникшее в первой половине ХVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже ХХ и ХХI веков.

Общий смысл, заложенный в слово “кадет”, французского по своему происхождению, есть “маленький капитан”, “маленький возглавитель”. Опыт объединения таких будущих возглавителей в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании – кадетские корпуса, — рожденный во Франции, бьл востребован и получил большое развитие в России.

 










Разделы
Нормативно-правовая база
Новости
Страницы истории
Кадетское образование в России
Женское образование в России
Учреждения системы кадетского и женского гимназического образования
Военно-патриотическое воспитание граждан
70-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
 
     
 
  Copyright c 2008
Министерство образования
и науки Красноярского края
All rights reserved.
Написать администратору сайта
@Mail.ru