Светлана Маковская: «Мы стоим на пороге принципиальной перестройки образования»

Сегодня в Красноярске  проходит августовский педагогический совет. Мероприятие собрало около 1,5 тысячи участников – педагогов, воспитателей детских садов, глав муниципальных образований, директоров школ и техникумов,  а также представителей исполнительной и законодательной власти края, общественных профессиональных организаций, других министерств и ведомств края.

Центральным мероприятием педсовета стало пленарное заседание, на котором исполняющий обязанности министра образования края Светлана Маковская в своем традиционном докладе подвела итоги деятельности системы образования за прошедший год и обозначила основные направления развития на ближайший период.

По словам Светланы Маковской, основные задачи, стоящие перед краевой системой образования, напрямую связаны с федеральными посылами. 

«В этом году Президентом РФ Владимиром Путиным поставлены национальные цели, связанные с усилением глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождением Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира
по качеству общего образования. Поэтому нам необходимо обсудить приоритетные направления, задачи и возможные конкурентные преимущества краевой системы образования, которые позволят нам достичь поставленных федерацией целей», отметила Светлана Маковская.

Первым шагом к формированию новой образовательной среды на территории края должно стать создание научно-образовательного центра федерального значения. Задачу повышения конкурентоспособности университетов планируется решать в том числе и за счет научно-образовательного комплекса Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Тыва – регионов, входящих в проект «Енисейская Сибирь».

«Сегодня на нашем педсовете присутствуют гости из этих регионов и мы совместно приступаем к серьезной деятельности, которая должна существенно улучшить качество общего, среднего профессионального
и высшего образования», – рассказала и.о. министра образования края.  

Для повышения качества общего образования в крае уже не первый год реализуются несколько специальных программ,  например,  концепция развития школьного образования в сельских районах. Сейчас в эту работу вовлечены 17 сельских территорий и более 2 тысяч педагогов. Еще 36 учебных учреждений включены в федеральный проект  по повышению качества образования в школах с низкими результатами
и находящихся в трудных социально-экономических условиях. Совместно с Институтом повышения квалификации и Сибирским федеральным университетом разработана региональная программа повышения качества образования в этих школах. Результаты школьников можно будет оценить в конце предстоящего учебного года. 

 Развитие инфраструктуры является неотъемлемой частью развития общего образования. 

«В этом году за счет средств краевого и федерального бюджетов на территории края осуществляется строительство 8 объектов образования. Для создания современных условий и достижения должного качества общего образования необходимо увеличить темпы строительства новых школ», добавила Светлана Маковская.

Еще одно направление развитие – это цифровизация образования. В Красноярском крае лишь 20 % школ используют новые технологии в обучении школьников. Положительный пример – это красноярская гимназия № 14, реализующая практику электронного обучения «E-LEARNING». Еще одним примером служит сетевой дистанционный проект по английскому языку «TownBridge» школы № 17 г. Ачинска
и  гимназии № 1 г. Канска. Он направлен на развитие коммуникативных навыков за счет организации сетевого дистанционного взаимодействия школ - участников проекта. В октябре 2018 года в лицее № 6 «Перспектива» г. Красноярска начнёт работу Яндекс-Лицей. Это курсы программирования, на которые могут поступить ученики 8–9 классов других школ города.

«Мы понимаем, что образовательные технологии по сравнению с человеческими качествами вторичны. Самым важным человеческим качеством является мотивация, способность выбирать и действовать
в соответствии с  ценностями. Речь идет об ученике, вокруг которого и строится вся новая образовательная среда — новые форматы — игровые, мобильные приложения, онлайн-платформы — все это сервисы,
а в центре — человек», добавила Светлана Маковская.

Ежегодно в крае большое внимание уделяется социальной адаптации и постинтернатному сопровождению детей-сирот.

«В результате нашей работы 93 % выпускников поступили в профессиональные организации с индивидуальными планами сопровождения, показатель отчисления снижен с 15 % в 2014 году до 3 %
в настоящее время», рассказала и.о. министра. 

Президентом России поручено к 2021 году обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3-х лет. В предыдущие году в крае удалось сделать многое для дошколят – с 2012 года было создано более 39,5 тысяч дополнительных мест в детских садах, построено и приобретено более 70 новых зданий ДОУ. Для того чтобы своевременно выявлять у малышей проблемы в развитии в крае созданы муниципальные консультационные центры и пункты, лекотеки, службы ранней помощи детям.
В регионе  работает центр консультирования для педагогов и родителей по вопросам оказания ранней помощи на базе Краевого центра психолого-медико-педагогического сопровождения.

Краевому бюджету в рамках участия в федеральном проекте выделены средства в размере более 1 млрд. рублей на строительство в Красноярске 8 детских садов и создание дополнительно 2 тысяч дошкольных мест. Для решения этой задачи необходимо также развивать негосударственный сектор, семейное дошкольное образование, работать с кадрами. 

В крае развернута работа по повышению технологической грамотности молодежи, начиная со ступени дошкольного образования. Получили краевую поддержку проекты детского технопарка «Кванториум», Школы космонавтики, сеть инженерных классов.

Города Железногорск и Зеленогорск, активно участвуя в проекте «Школа Росатома», создают условия для знакомства школьников с современными технологиями исследований, проектирования. Для учителей технологии разработаны новые программы повышения квалификации, предусматривающие работу
в лабораториях технопарка «Кванториум».

Значительное место в подготовке кадров для экономики края занимает краевая сеть учреждений среднего профессионального образования. Она является одной из самых крупных в Сибирском федеральном округе.

У  многих техникумов и колледжей края имеются достижения по подготовке  специалистов и рабочих кадров за счет контактов с работодателями: активно развивается практика организации целевого, практико-ориентированного обучения на основе  соглашений с предприятиями края. Ярким примером такой подготовки специалистов сельскохозяйственного производства является взаимодействие  Назаровского аграрного техникума с  сельхозпроизводителями района.
В августе в Южно-Сахалинске завершился VI Национальный чемпионат, в котором высокое мастерство молодых профессионалов обеспечило краю второй год подряд 8 место среди 85 субъектов РФ. Красноярцы завоевали 12 наград разного достоинства. Победители чемпионатов становятся золотым кадровым резервом региона. Золотая медалистка Национального чемпионата 2017 года по компетенции «лабораторный химический анализ» Яна Ветрова сразу после окончания «Ачинского техникума нефти и газа» была приглашена на работу в центральную лабораторию Ачинского нефтеперерабатывающего завода. Будучи сотрудником предприятия, она стала победителем конкурса профессионального мастерства компании Роснефти, и в ноябре 2018 года будет представлять корпорацию на российском чемпионате работников высокотехнологичных отраслей WorldSkills Hi-Tech.

«Как следствие нашей работы, мы видим рост привлекательности  колледжей и техникумов среди абитуриентов. Так, количество поданных заявлений в текущем году выросло практически на 2 тысячи человек по сравнению с 2016 годом», сообщила Светлана Маковская.

В этом учебном году планируется расширить перечень подготавливаемых профессий, востребованных
на рынке труда, увеличить количество направлений и объемы целевой подготовки кадров под заказ предприятий, а также создать условия для ранней профессионализации школьников за счет реализации проектов «Урок Технологии», «Билет в будущее», «Юниорскиллс» при участии детского технопарка «Кванториум» и вузов.

В завершение доклада Светлана Маковская еще раз отметила, что все вышеперечисленные темы станут приоритетными в развитии краевой системы образования на ближайший год.

«Нестандартная ситуация требует нестандартных ответов и может служить катализатором, который вдохновит и объединит лучшие начинания, ведущие нас к реализации коллективного потенциала. Успешной и результативной всем работы!», сказала и.о. министра.

Дополнительная информация для СМИ по телефону 8(391)211-93-16, Надежда Квитковская